Итак, друзья, продолжаем.
Поговорили о раскрое. Теперь переходим к двоению — к процессу, о котором мало что известно тем, кто не связан с кожей.
Что же это такое?
СМОТРЕТЬ
Кожа для нашей «Shell» подвергается двоению 2 раза. Один раз — на заводе производителя, когда из шкуры толщиной 6 мм мы получаем лицевую кожу толщиной до 2 мм.
Двоится любая кожа, так как 6 мм — это история, которая даже гнуться нормально не будет. Но максимально толстую кожу вы можете увидеть на ременном чепраке, например, у нас на ремне «Якорь». Там она 3.5 мм.
Кожа толщиной 6 мм на заводе двоится в три слоя. Верхний слой — лицевая кожа, которую мы и используем, а средний слой называется «спилок». Нам частенько говорят, что у вас не кожа, а спилок. Хоть это и не так, эта фраза все равно не имеет никакого смысла. Примерно как и высказывание, которое изрекла моя маленькая дочка: «Это не еда, это каша».
А ещё интересный факт: замша тоже делается не из лицевой кожи. Но тема эта бесконечная. Как-нибудь, если вам будет интересно, я сделаю большой цикл о коже.
Но давайте к «Shell». Она у нас делается из кожи толщиной 1.4–1.6 мм. И тут неожиданный факт: она все ещё слишком «толстая» для большинства деталей.
Вы все видели в живую и на фото изделия из кожи ручной работы. Как правило, они такие дубовые и «толстые»; там всегда немного карманов. Почему так? Да потому что из толстой недвоенной кожи ты много чего не наделаешь, так как:
1) Многие узлы физически невозможно собрать.
2) Многие узлы физически невозможно прошить.
Когда ты пришиваешь один кожаный карман к стенке, если не двоить, толщина будет 1.5×2, то есть 3 мм, и это уже тяжело. А если там будет 3 слоя кожи, то это 4.5 мм. Даже машинки тяжёлого класса такую толщину не прошьют.
3) Вес сумки будет просто запредельный. Например, «Brig», где у нас 60% (кожи) / 40% (мембраны) весит 1.2 кг. Если бы он был сделан нами чисто из кожи, он бы весил 1.7 кг. А если бы он был сделан в мастерской, ну, там его сделать невозможно, но подобная сумка весила бы 2.2- 2.5 кг при сильно меньшем функционале. Дикая разница.
Так вот, у нас в «Shell» есть 6 разных толщин! Недвоенная кожа — все внешние стенки. 1.2–1.3 мм — брелок-рыбка. 1.0–1.1 мм — например, клинчик переднего кармана. 0.9 мм — плечевой ремень. 0.7–0.8 мм — например, платок на шлевку ремня. 0.5–0.6 мм — кожаная окантовка внутренних карманов.
Я не хочу нас хвалить, но буду. Представляете, насколько проще и более оптимизировано было бы сказать: «Ладно, раз уж двоим, давайте 2 или 3 толщины сделаем. 1 мм — туда, 1 мм — сюда. Какая разница? А так каждый раз машину перенастраивать, а это время». Но мы такие дотошные, что стараемся все сделать идеально.
Какие детали не двоятся? Как правило, только внешняя стенка, так как там нужна максимальная толщина / прочность. А вот на декоративные детали (карманы, внутренние детали) это не нужно. Например, всеми любимый клапан «Shell» — внешняя деталь — не двоится, а внутренняя — 0.7–0.8 мм.
Теперь к машине. А тут есть, о чем сказать. Двоильная машина с отрывом — самое дорогое оборудование на производстве.
Я помню, когда мы только начинали строить производство, один человек, который нас консультировал, сказал: «Вы сможете считаться производством, когда двоилку (сленг) купите». Первое время мы двоили на аутсорсе. Кроили все детали, а потом отвозили двоить всё в другую компанию. Так продолжалось где-то год.
Машина — очень капризная, так как требует точности. Если деталь будет неравномерно отдвоена, это потом скажется на конечном виде. Например, по такой детали может неровно лечь шов, так как толщина будет скакать. Ну, и машина, если у неё будет плохое настроение, может зажевать любую деталь. И тут уж ничего не поделаешь — надо будет её перекраивать.
В общем, двоение — оно такое неизвестное, но очень нужное.
Читать о следующем этапе производства — СПУСКЕ КРАЯ.